Новые рецензии
Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн«Хищные птицы» - это один из лучших примеров исправления ошибок в современном кинематографе. В последние несколько лет киновселенная DC задала...Читать рецензию
Холодное сердце 2На большие экраны выходит долгожданное «Холодное сердце 2». Прошло целых через шесть лет после выхода первой части, которая в своё время стала...Читать рецензию
Малефисента: Владычица тьмыОжидание этой картины - было долгим, картинка оказалась - красивой, Анджелина Джоли в роли Малефисенты - потрясающей, а сюжет, увы, несколько слабоватым.По...Читать рецензию
Все рецензии

Роман Полански

Roman Polanski
День рождения18 августа 1933 года
Место рожденияПариж, Франция
ПрофессияАктер, Режиссер, Сценарист, Продюсер
Добавить в любимые кино-персоны
Биография

Роман Полански родился в Париже в семье поляков 18 августа 1933 года. Когда ему исполнилось 3 года, его семья переехала в Краков. В 1941 году отца Полански отправили в трудовой лагерь в Маутхаузене, а мать - в Аушвитц, откуда она уже не вернулась. Сам же Полански после этого жил в нескольких польских семьях. Этому периоду своей жизни Полански посвятил свою автобиографию, которую он так и назвал "Роман"(1984). "Кино стало моей страстью, единственным способом сбежать от депрессии и отчаяния". После войны Полански смог снова жить с отцом, который позднее женился во второй раз. В четырнадцать лет он начал играть в театре, выступать на радио, а позднее в его жизни появилось и кино.

В 1955 году режиссер Анджей Вайда пригласил его сыграть небольшую роль в фильме "Поколение", затем - в "Лётне" (1959), "Невинных чародеях" (1960) и "Самсоне" (1961). Также он появился и в других художественных фильмах, среди них - "Ева", "Затонувшие корабли" (режиссер Чеслав Петельский), "Конец ночи" (режиссер – Julian Dziedzina) и "До свидания, до завтра" (режиссер - Януш Моргенштерн). Все это время Полански изучал живопись и графику в школе искусств в Кракове.

В том же 1955 году он поступил на режиссерский курс в киношколу в Лодзе. Его первый фильм "Велосипед" (1955) был основан на его собственном опыте - его ограбил человек, находившийся в розыске за совершение трех убийств. К сожалению, из-за халатности сотрудников лаборатории была обработана только половина пленки, после чего о проекте забыли. Два года спустя, в 1957 году, Полански произвел настоящий фурор своим одноминутным фильмом "Убийство". Эта корометражка, так же как и картина "Зубастая улыбка" затрагивали те темы, которые волновали режиссера во время съемок его выдающихся работ 60-70-х годов. Другие же его короткометражные фильмы, снятые в период обучения в Лодзе, охватывают более широкую тематику и носят более рефлексирующий, остроумный и даже злой характер. С одним из этих шедевров - легкой авангардной комедией "Двое со шкафом" он выиграл бронзовую медаль на Брюссельском фестивале экспериментального кино. Главной особенностью, бросавшейся в глаза в этих ранних работах, была ностальгия. Из всех этих фильмов наиболее выдающимися являются "Лампа" (1959) и его выпускная работа "Когда падают ангелы" (1959).

Формально Полански так и не закончил эту школу, так как не прослушал полностью весь теоретический курс. Тем не менее компания "Камера" наняла его на должность помощника режиссера. Благодаря знанию французского языка, Полански стал помощником Жана-Мари Дрот, французского режиссера, снимавшего в Польше документальное кино о польской культуре. Также Полански помогал Анджею Мунку в работе над фильмом "Косоглазое счастье" (1960).

Между 1960 и 1961 годами Полански работал в Париже. Он сыграл в фильме "толстый и худой", который сам же и срежиссировал. Год спустя он вернулся в Польшу, решив снять фильм по сценарию, который он написал совместно с Якубом Голдбергом и Ежи Сколимовским. Из-за бюрократических проблем съемки картины были отложены, и режиссер занялся работой над другой корометражкой - "Млекопитающие" (1962). Финансирование картина получила нелегально - из личных средств других кинодеятелей - Анджея Костенко и Войтека Фричовски.

Свой первый художественный фильм "Нож в воде" Роман начал снимать в 1962 году. Несмотря на официальный запрет на распространение и показ этого фильма, который был объявлен Владиславом Гомулкой, генеральным секретарем ЦК Польской рабочей партии, фильм пользовался огромным успехом за границей и даже получил номинацию на "Оскар" в 1963 году как лучший иностранный фильм.

Отклонив предложение сделать римейк этой картины для Голливуда, Полански решил продолжить свою карьеру в новом месте и снял эпизод под названием La Rivierede Diamantas для фильма "Самые прекрасные мошенники на свете" (1964). Это был первый опыт совместной работы со сценаристом Жераром Брашем.

Фильм "Нож в воде" произвел неизгладимое впечатление на продюсера Джина Гутовски, он встретился с Полански в Мюнхене и предложил молодому режиссеру поехать с ним в Англию, где в 1965 году он выступил в качестве продюсера первого англоязычного фильма Полански "Отвращение", в основе которого был сценарий, написанный Полански и Брашем. Фильм финансировался компанией Compton Films и получил "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале. Полански стал режиссером международного масштаба. Следующим совместным проектом Полански и Браша стал фильм "Тупик", снятый в Ирландии и получивший "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале. За ним последовала пародия на фильм ужасов о вампирах - "Бесстрашные убийцы вампиров", известная также как "Бал вампиров". Здесь Полански потрясающе выступил в эпизодической роли, звездой же фильма стала Шэрон Тэйт, ставшая впоследствии женой режиссера.

Несмотря на то, что в прокате США фильм провалился, а название его изменили на "Извините, но ваши зубы у меня на шее", Романом Полански заинтересовался вице-президент студии Paramount Pictures Роберт Эванс. Он предложил режиссеру снять фильм "Ребенок Розмари" по сценарию Айры Левина. Картина вышла в 1968 году и стала одной из лучших в карьере Полански, и, определенно, самой успешной с коммерческой точки зрения.

В августе 1969 года произошла трагедия. Шэрон Тейт, на тот момент находящаяся на восьмом месяце беременности а также ее друзья Войтек Фричовски, Абигайль Фолгер и Джей Себринг были жестоко убиты в Беверли Хиллз бандой Чарлза Мэнсона. Оплакивавший погибшую жену Полански находился в сильнейшей депрессии и не мог сфокусироваться на работе. Он прекратил работу над фильмами "День дельфина" и "Мотылек".

В 1971 году он вернулся к работе над адаптацией пьесы Шекспира "Макбет", которой занимался совместно с Кеннетом Тайненом. Фильм снискал в Великобритании больший успех, чем в Соединенных Штатах и Полански решил остаться в Европе и заняться съемками картины "Что?", продюсером которой выступил Карло Понти. Фильм провалился в прокате и не вызвал положительной реакции у критиков. Но сразу же следом за ним последовал "Китайский квартал", который, напротив, критики восприняли благосклонно и он по сей день остается самой признанной из всех работ Полански. Фильм был 11 раз номинирован на "Оскар", в том числе и в категории "Лучший режиссер". Победил фильм в категории "Лучший сценарий" (сценарист - Роберт Таун).

Следующий свой проект - "Жилец" Полански окрестил "неудачным, но интересным экспериментом". Литературной основой для фильма послужил одноименный рассказ французского писателя Ролана Топора. Полански не только стал режиссером фильма, но и исполнил в нем центрального персонажа - Трелковски, француза польского происхождения, чья паранойя заканчивается суицидом. И хотя фильм вызвал оживленные дискуссии, он признан шедевром. Следующий фильм Полански снял по роману Томаса Харди "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" и получил название "Тэсс". Это история о предательстве невинной девушки и ее соблазнении, о социальных предрассудках и классовых барьерах. Главную роль в фильме исполнила Настасья Кински. Картина получила отличные отзывы критиков и показала потрясающие результаты в прокате, а также получила 6 номинаций на "Оскар" в категориях "Лучшая режиссура", «Лучший оригинальный саундтрек», «Лучший фильм», выиграв 3 – «Лучшая работа оператора», «Лучший костюм», «Лучшие декорации»

После этого Полански сделал перерыв в работе вплоть до 1986 года, когда вышел фильм "Пираты" с комедийным актером Уолтером Мэттау в главной роли. Сразу за "Пиратами" последовал снятый в Париже триллер "Неукротимый" (1988), с Харрисоном Фордом и Эмманюэль Сенье, в будущем второй женой Полански.

Затем, в 1992 году, была "Горькая луна" по роману Паскаля Брукнера - честная, забавная и бескомпромиссная картина. В 1994 году критики высоко оценили ленту "Смерть и девушка" - адаптацию знаменитой пьесы Ариэля Дорфмана. В 1999 году Полански снял еще одну экранизацию - на этот раз это был триллер по книге Артуро Перес-Реверте "Клуб Дюма". Фильм, звездой которого стал Джонни Депп, получил название "Девятые врата".

"Пианист", вышедший в 2002 году - экранизация мемуаров бывшего узника Варшавского гетто Владислава Шпильмана. Эта история о человеческой храбрости и выживании в нечеловеческих условиях позволила Полански исследовать свои польские корни и заново осмыслить те испытания, через которые он прошел в детстве. Фильм несентиментален и объективен, получил признание критиков и завоевал множество наград, включая три "Оскара": "Лучший актер" (Эдриан Броуди), "Лучший адаптированный сценарий" (Рональд Харвуд), "Лучший режиссер" (Роман Полански). Также фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля и премию "БАФТА" в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер".

Фильмография
Актерские работы (41)
Twist by Polanski (2006) Twist by Polanski
Месть (2002) Revenge, The
Снова в СССР (1992) Back in the U.S.S.R.
Чехарда (1982) Chassé-croisé
Жилец (1976) locataire, Le
Dracula cerca sangue di vergine... e morì di sete!!! (1974) Dracula cerca sangue di vergine... e morì di sete!!!
День чемпиона (1972) Afternoon of a Champion
Бал вампиров (1967) Dance of the Vampires
Zezowate szczescie (1960) Zezowate szczescie
Do widzenia, do jutra (1960) Do widzenia, do jutra
Godzina bez slonca (1955) Godzina bez slonca
Продюсер (11)
Призрак (2010) Ghost Writer, The
У каждого свое кино (2007) Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s'éteint et que le film commence
День чемпиона (1972) Afternoon of a Champion
Добавить комментарий
Зарегистрированный пользовательГость сайта
или зарегистрируйтесьReload